Замдиректора ЦНИИ эпидемиологии Александр Горелов: вакцина – это средство для спасения жизни
Ни одна вакцина в мире не защищает от заболевания на 100%, что справедливо и для противокоронавирусных вакцин. А вот жизнь они спасти могут: в случае заболевания болезнь будет протекать в легкой форме или без симптомов, вирус не сможет мутировать в организме вакцинированного, а еще привитые люди не столкнутся с постковидным синдромом.
О пользе вакцинации от COVID-19, качестве российский вакцин и особенностях антител порталу стопкоронавирус.рф рассказал заместитель директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, член-корреспондент РАН Александр Горелов.
Российские вакцины и их производство
Эпидемиолог подчеркнул, что российские вакцины, которые используются сегодня, безопасны и эффективны, поскольку их испытания проводились в соответствии с жесткими правилами международного протокола.
«Есть международный протокол для испытания лекарственных препаратов, но для вакцин настолько жесткий протокол, что отступить от него на шаг не представляется возможным. Поэтому повторяю, что не по российским протоколам проверяется вакцина на безопасность и эффективность (это два ключевых параметра), а по строгому международному протоколу», – отметил он.
Эксперт рассказал, что к производству вакцин на современном этапе предъявляются самые жесткие требования, и далеко не каждое предприятие может им соответствовать. Он охарактеризовал эту сферу как «мини-космос» и назвал такое производство суперсовременным и высокотехнологичным.
«Но по-прежнему есть люди, которые сомневаются, мы знаем по психотипам, такая категория была, есть и, к сожалению, будет. Правильная, доступная информация, полученная из уст медиков, а не с каналов, которые выпускают фейковую информацию, будет залогом того, что лед недоверия будет таять, и большее количество людей прибегнет к жизнеспасающей процедуре. Я повторяю, что вакцина в настоящий момент рассматривается как средство для спасения жизни», – рассказал эпидемиолог.
Ученый напомнил, что больше 200 лет назад, в 1768 году врачи провели первое оспопрививание в нашей стране – тогда прививку себе, а затем и своему сыну сделала Екатерина II. И тогда же в России появились антипрививочники: некоторые люди полагали, что после прививки от оспы могут, например вырасти коровьи копыта. Императрица же, в свою очередь, ввела специальную медаль для тех, кто прошел оспопрививание. Но главной наградой жителям страны стало избавление от оспы. Сегодня прививки от нее, оставляющие след на предплечье, уже не ставят в детском саду – нет необходимости.

Необходимость вакцинации
Горелов призвал россиян не тянуть с прививкой от COVID-19. «Нужно позаботиться о своем здоровье, о своем будущем. И, по сути, мы играем со смертью», – отметил ученый. Он также отметил важность вакцинации через полгода после болезни для тех людей, которые уже переболели новой коронавирусной инфекцией. Вирус мутирует и его новые варианты могут коснуться и тех, кто переболел более ранними типами.
«Второй очень важной составляющей проведения современной иммунопрофилактики является то обстоятельство, что в иммунном организме вирус не мутирует. Мы выставляем некий заслон, который защищает вас и окружающих от последующих мутаций», – рассказал эпидемиолог.
Эффект от прививки
Горелов подчеркнул, что вакцинация от коронавируса защищает, прежде всего, от тяжелого течения заболевания, при этом в легкой форме можно переболеть и после прививки.
«Мы честно говорим о том, что вакцинация позволяет избежать реанимации и тяжелого течения заболевания. Легкие формы инфекции могут быть, и в этом, собственно, и опасность легкой, малосимптомной или бессимптомной форм коронавирусной инфекции у вакцинированных – они могут быть источником инфекции... Да, инфекция может быть – ни одна вакцина в мире на 100% не защищает от специфического инфекционного процесса, но его течение будет гораздо легче», – рассказал ученый.
Эпидемиолог напомнил, что несмотря на желание людей почувствовать «глоток свободы» после первой прививки, антитела начинают вырабатываться не ранее 42-го дня после введения первой дозы вакцины. Поэтому мы особенно уязвимы между прививками, и в этот период необходимо поберечься. Горелов также подчеркнул, что вакцинированным людям необходимо носить маски – так они смогут защитить не только себя, но и других, ведь несмотря на прививку они все еще могут переносить инфекцию.
При этом вакцинированные люди, которые все же переболели в легкой форме или без симптомов, точно не столкнутся с постковидным синдромом.
«Мы прекрасно знаем, что и у лиц молодого возраста, при легком течении заболевания отмечается так называемый Long COVID или постковидный синдром, и поэтому потеря памяти, бессонница, выпадение волос – это далеко не полный перечень из 65 нозологий, отдельных заболеваний, которые регистрируются после ковида. Только психические и неврологические нарушения суммируются в 15 диагнозов в настоящий момент», – рассказал эпидемиолог.
Он объяснил, что это работает и в обратную сторону. Появились данные о том, что при длительном постковидном синдроме однократная вакцинация приводит к исчезновению неприятных последствий. Горелов подчеркнул, что подобная публикация вышла в серьезном рецензируемом медицинском журнале.

Когда нужна ревакцинация
Эксперт отметил, что поднимать вопрос об уровне антител стоит спустя шесть месяцев после перенесенного заболевания или вакцинации. И если выяснится, что уровень антител снизился, то необходимо пройти ревакцинацию.
«Через полгода нужно задуматься об уровне антител, потому что мы все, к сожалению, разные. В целом в человеческих популяциях говорят о средних показателях, а исходя из наших индивидуальных особенностей, у кого-то антитела могут исчезнуть через шесть месяцев, у кого-то – через восемь или десять, а у кого-то сохраняться на длительное время. И поэтому, проверив уровень антител, мы можем быть уверены в том, что встреча с диким коронавирусом, который постоянно меняется, будет для нас безопасной», – рассказал Горелов.
При этом ученый развенчал миф об «особой» тест-системе для выявления антител после вакцинации «ЭпиВакКороной». По словам Горелова, у каждой вакцины своя тест-система. Это связано с тем, что в них используются разные иммунологические настройки – в них используется цельный вирус, его фрагменты или частички так называемого S-белка (его также называют «спайк», это тот самый «шип» на поверхности коронавируса, который прикрепляет вирус к клетке в организме человека). Так, у людей вырабатываются разные антитела, и, соответственно, их проверяют разными тест-системами.
Поэтому, если человек использует, например, одну из западных вакцин, то ни одна российская тест-система не определит антитела в его организме. И наоборот – западные тест-системы не зарегистрируют антитела после российских вакцин.
Собеседник стопкоронавирус.рф объяснил, что через полгода после вакцинации, если есть желание и возможность, можно сдать два теста – на специфические антитела после конкретной вакцины, и на антитела после перенесенного заболевания. Но и просто вакцинироваться без этих анализов спустя полгода после болезни или прививки – тоже можно.
Екатерина Ефимова, Вячеслав Кокуркин