20 ноября 15:11 • РБК
Новости СМИ

Пандемия привела к росту конкуренции и обелению малого бизнеса

Пандемия привела к росту конкуренции в малом бизнесе и способствовала уменьшению «серых» схем, показал новый опрос Magram Market Research, «Опоры России» и ПСБ. Почти каждый второй предприниматель отметил, что конкуренция выросла
Пандемия коронавируса поспособствовала некоторым позитивным трендам в российской экономике: предприниматели отмечают рост конкуренции и дальнейшее сокращение «серых» бизнес-схем. Как показал ежемесячный опрос малого бизнеса, проведенный исследовательским агентством Magram Market Research совместно с «Опорой России» и Промсвязьбанком, 48% опрошенных предпринимателей отметили, что уровень конкуренции в 2020 году вырос. Результаты исследования есть у РБК. В опросе приняли участие владельцы и руководители 1647 компаний малого и среднего бизнеса из всех регионов России.

Обострение конкуренции

По данным Magram, воспринимаемый рост конкуренции является прямым следствием пандемии — она привела к изменению моделей поведения клиентов и методов ведения бизнеса в условиях ограничительных мер, цифровизации и снижения платежеспособности населения. 43% респондентов сказали, что уровень конкуренции не изменился, и лишь 9% отметили ее снижение.

Большинство предпринимателей (60%) оценили, что количество компаний-конкурентов в их отрасли не изменилось, то есть пандемия скорее вызвала обострение конкуренции между действующими бизнесами. Для 55% опрошенных конкурентами являются другие компании малого и среднего бизнеса, однако 29% предпринимателей вынуждены соперничать с крупным и сетевым бизнесом. Для 4% предпринимателей главными конкурентами являются интернет-магазины и агрегаторы.

Всплеск развития электронных сервисов привел к тому, что больше крупных игроков начали выходить на те рынки, где традиционно работал малый бизнес, считает президент «Опоры России» Александр Калинин. «Рынок сжимается для малого бизнеса, что приводит к более высокой конкуренции», — сказал он РБК.

Сокращение «серых» схем

Согласно тому же опросу, 56% бизнесменов считают, что большинство компаний в их отрасли работает «в белую» (то есть не скрывают существенную часть оборота от налогов). Лишь 21% опрошенных сказали, что большинство компаний пользуется «серыми» схемами. Предыдущий сопоставимый опрос проводился в 2018 году, и тогда в преобладании честных методов были уверены меньше половины респондентов — 42%. Авторы исследования считают, что активные процессы цифровизации и меры господдержки в пандемию поспособствовали большей прозрачности бизнеса.

К списку новостей