Замминистра промышленности и торговли: Есть отрасли, которые показывают рост экспорта, несмотря на кризис
О перспективах российского экспорта после снятия вызванных COVID-19 ограничений порталу стопкоронавирус.рф рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
– Россия начала постепенное снятие ограничений, связанных с COVID-19. Как эпидемия отразилась на российском экспорте? Какие отрасли экспорта пострадали сильнее всего, а какие, возможно, выиграли?
– На текущий момент нам доступны данные за первые три месяца 2020 года. Так, сравнивая показатели марта с «докризисным» декабрем прошлого года, мы можем констатировать, что в наибольшей степени пандемия коронавируса затронула поставки продукции машиностроения (-6,5% в стоимостном выражении), химии (-4,9%), лесопромышленного комплекса (-4,3%).
Однако в физических объемах экспорт, напротив, вырос за тот же период и по химической промышленности (+1,9%), и по машиностроению (+0,4%), а по леспрому был зафиксирован незначительный спад (-0,1%). Разница в физических и стоимостных показателях объясняется, прежде всего, ослаблением курса рубля.
Есть отрасли, которые показывают рост экспортных поставок, несмотря на глобальный кризис. Это в первую очередь те сегменты, которые производят продукцию, наиболее востребованную в период пандемии: фармацевтическая (+35,2% за первый квартал), легкая промышленность (+22,5%).
В целом, повсеместное снижение деловой активности, безусловно, привело к существенному падению общемирового спроса. В марте на 13% сократился к декабрю экспорт российских товаров в страны Евросоюза, на 11,6% – в страны ЕАЭС, на 8,2% – в Китай.
При этом сложившаяся ситуация дает возможности для наращивания диверсификации поставок нашей продукции на внешние рынки.
Например, экспорт товаров в другие страны (в том числе в США, Швейцарию, Египет) даже в период пандемии увеличился на 4,4%. А доля несырьевой неэнергетической продукции в общем объеме российского экспорта – один из ключевых показателей нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» – выросла в первом квартале почти на 5% к аналогичному периоду прошлого года – до 41%.
– Прошло два месяца с момента принятия закона о либерализации валютного контроля для экспортеров. Что даст российским производителям?
– Закон был подписан Президентом 7 апреля, касается экспорта услуг и направлен на расширение случаев проведения зачета встречных требований, что позволит уменьшить административную нагрузку на экспортеров и снизить их издержки.

С 1 января 2021 года российским компаниям-экспортерам услуг будет представлено право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту, если будет проведен зачет встречных требований по обязательствам, установленным экспортными контрактами.
Перечень услуг, в отношении которых будет возможно осуществлять такой зачет, должен быть утвержден Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Встречные обязательства появляются у компаний, которые оказывают друг другу взаимные услуги. В особенности это актуально для сферы IT. Например, российская компания оказывает услуги зарубежной по созданию программного обеспечения, а иностранное предприятие оказывает российской стороне встречные услуги – к примеру, образовательные.
Отсутствие возможности осуществить зачет встречных требований приводит к финансовым издержкам, а также уплате дополнительных банковских комиссий за осуществление операций. Кроме того, на несколько дней выводятся из оборота денежные активы компании для проведения всех банковских операций.
С учетом того, что положения закона вступают в силу со следующего года, подводить какие-либо промежуточные итоги его реализации можно будет не раньше окончания первого квартала 2021 года.
– Какие прогнозы можно дать на основании имеющихся трендов?
– Как уже отмечалось, пандемия коронавируса повлияла в первую очередь на стоимостные объемы экспорта машиностроения (-6,5% в марте к декабрю), тогда как в физическом выражении внешние поставки даже немного выросли (+0,4%).
Даже в кризисном для всего мира 2020 году не ожидается снижения поставок оборудования для атомных электростанций. В марте завершились работы по изготовлению отдельного оборудования для энергоблоков АЭС в Бангладеш, запланированы поставки теплообменников. Ожидаются также отгрузки очередной партии оборудования в Индию. Кроме того, в конце текущего года планируется начать строительство АЭС в Египте и Китае.
В части энергетического машиностроения есть положительные сдвиги по поставкам турбореактивных двигателей в Китай, ракетных двигателей и турбодвигателей в США.
Спад машиностроительного экспорта был зафиксирован также по легковым автомобилям и железнодорожной технике. Автопром столкнулся с замедлением покупательной активности и масштабным сжатием спроса во всем мире. Это общая проблема для всех. А для российского рынка главной причиной снижения экспортных поставок стало сокращение спроса в условиях пандемии на ключевом рынке СНГ.
Кроме того, прошлый 2019-й год стал рекордным за 20 лет по экспорту легковых автомобилей в стоимостном выражении, что говорит о высокой базе, с которой мы сейчас будем сравнивать показатели отрасли в период кризиса.
В части железнодорожной техники необходимо отметить завершение ряда крупных контрактов и проектов по итогам 2019 года. Но остается при этом потенциал по поставкам в текущем году вагонов и составов метро в Азербайджан, вагонов-платформ в Польшу, и реализации ряда других соглашений.
В целом, исходя из прогнозов экспорта машиностроения на первый квартал 2020 года, можно говорить об отрицательной динамике в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: -9%. При этом к концу года ожидается, что за счет запланированных на второе полугодие поставок будет, в некоторой степени, нивелировано отставание от прошлого года.