Генеральный директор Российского экспортного центра рассказала о новых вызовах и возможностях международной торговли
О работе оперативного штаба по поддержке экспортеров порталу стопкоронавирус.рф рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
«Уже несколько недель в ежедневном режиме с проблемами экспортеров работает оперативный штаб»
– Целью нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» было объявлено двукратное увеличение к 2024 году экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Из-за пандемии коронавируса многие российские компании были вынуждены внести корректировки в свои планы зарубежных поставок. Сейчас уже можно сказать, какие сферы пострадали больше всего, и помогает ли как-то экспортерам инфраструктура, созданная по нацпроекту?
Действительно, мировая торговля сталкивается с беспрецедентным вызовом, и Россия здесь не исключение. Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, пожалуй, самый серьезный за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить. Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции мы, наверное, увидим через несколько месяцев. Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.
В целом все проблемы можно сгруппировать следующим образом. Первая группа – это логистические проблемы. Это удорожание стоимости перевозок. Если мы говорим про автомобильные перевозки – это карантин, на который попадают водители. Это увеличение стоимости складского хранения как в России, так и за рубежом. Вторая группа проблем – финансовые. Например, невозможность быстро перекредитоваться, сложности с получением по низким ставкам кредита на оборотные средства и так далее.
Сейчас ключевыми задачами является оперативное реагирование на острые, болезненные проблемы. И здесь очень востребованными оказались меры поддержки, предусмотренные в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
Уже несколько недель в ежедневном режиме с проблемами экспортеров работает оперативный штаб. Мы получаем заявки и обращения, которые волнуют экспортеров. Мы обобщили наиболее часто задаваемые вопросы и составили антикризисные рекомендации. Они достаточно подробные, учитывают самые разные аспекты. Документ насчитывает больше 100 страниц. Мы разместили его на нашем сайте. Ежедневно его актуализируем и пополняем. Наиболее актуальными вопросами, пожалуй, можно назвать содействие в поиске оптимальных каналов построения логистики экспортных поставок, действие временных запретов на экспорт и импорт продукции, порядок получения сертификатов соответствия в условиях действия карантина, содействие в поиске контрагентов для заключения новых экспортных контрактов и, конечно же, порядок действий при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению контрактных обязательств.
Для решения тех проблем, которые носят системный характер, РЭЦ формирует предложения в антикризисную программу правительства. Мы уже сейчас направили в правительство ряд таких предложений. Например, в части использования транспортной субсидии – а это один из наиболее востребованных механизмов поддержки экспортеров. Надеемся, что решение по этим предложениям будет принято уже в ближайшее время. А мы будет оперативно дополнять антикризисные меры.
«В целом ряде государств у российских производителей появились возможности выйти на новые рынки сбыта»
– Есть ли те, кто сохранил свое присутствие на зарубежных рынках, а возможно, даже нарастил его?
Из-за разрыва традиционных внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств у российских производителей появились возможности выйти на новые рынки сбыта.
Есть ряд продуктов, на которые существенно вырос спрос, и мы видим повышение экспортных отгрузок. Это пищевая продукция – макароны, потребительская продукция долгого хранения. Наибольший спрос на нее наблюдется в Германии, Португалии, Турции, Узбекистане, Беларуси, Сербии.
К следующей группе товаров относятся средства индивидуальной защиты (антисептики, перчатки резиновые) среди стран, готовых покупать данную продукцию – США, Канада, Германия, Бразилия, Сербия, Франция, Великобритания, Португалия, Иран, Иордания, скандинавские страны, а также страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Медицинскую технику – портативные мини лаборатории, рециркуляторы бактерицидные, ультрафиолетовые бактерицидные устройства и т.п – готова импортировать Болгария, Португалия, Сербия, Франция, Бразилия, Иордания, Азербайджан.
Мы с радостью отмечаем, что экспортеры находят новые направления для своего экспорта. И уже сейчас видно, что, во-первых, это возможно и, во-вторых, новые торговые связи могут быть более выгодными, чем те, которые существовали раньше. Мы, со своей стороны, также мониторим мировые рынки и ищем новые «окна возможностей», которые открываются для наших экспортеров. Но, безусловно, крайне важно, что экспортеры сами смогли мобилизоваться и занять проактивную позицию. Мы верим, что ее можно успешно монетизировать, особенно на фоне выигрышной для наших экспортеров ситуации на валютном рынке.
– Российский экспортный центр и Минпромторг России подготовили поправки, упрощающие доступ компаний к механизму корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК). К чему эти поправки приведут? Внес ли коронавирус корректировки?
Действительно, мы подготовили поправки в Постановление Правительства Российской Федерации №191 от 23.02.2019, регулирующее предоставление государственной поддержки организациям, реализующим КППК (субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортеров промышленности, которые готовы взять на себя обязательства по увеличению объемов производства и реализации на мировых рынках продукции. – Ред.).
Поправки разработаны во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, а также на основании обращений общественных объединений промышленников и предпринимателей, производителей промышленной продукции, кредитных организаций, субъектов Российской Федерации по результатам прошедшего квалификационного отбора организаций за 2019 год.
Новеллой является существенное упрощение механизма КППК для компаний-участников. Предусмотрена также возможность подать заявку на участие в КППК в электронной системе ГИС-промышленность и пройти в ней полный цикл согласования и представления документов вплоть до заключения соглашения.
Кроме того, расширяется перечень компаний – участников программы КППК по видам деятельности. Предлагается включить ЕРС-подрядчиков, реализующих проекты в иностранных государствах.
Одним из ключевых изменений является то, что в 2020 году будет предоставляться субсидирование на компенсацию процентных ставок в размере до 3% годовых без заключения соглашений о реализации КППК.
Обновление государственной программы по КППК крайне актуально в условиях кризиса, поскольку, во-первых, облегчает получение кредитных средств, а во-вторых, повышает доступность заемного финансирования по льготной ставке. Важно отметить, что мы не просто изобретаем новые механизмы поддержки, мы совершенствуем имеющиеся, те, которые уже прошли испытание на практике и доказали свою состоятельность. Есть основания полагать, что данная мера поддержки будет крайне востребованной у российских предпринимателей и экспортеров в это непростое время.
– РЭЦ, eBay и банк «Открытие» запускают специальную программу поддержки предпринимателей «Открыты на весь мир». В чем ее суть?
Компания eBay в партнерстве с Банком «Открытие» и Российским экспортным центром запустила программу поддержки предпринимателей «Открыты на весь мир», позволяющую продолжать работу даже в условиях самоизоляции. Компания инвестирует 100 млн рублей в создание новых возможностей для экспорта товаров малого и среднего бизнеса из России, а также предоставит многие из своих сервисов бесплатно.
Программа направлена на предпринимателей, которые впервые зарегистрировались на площадке и решили продавать за рубеж более 100 наименований товаров. В рамках инициативы после предварительного отбора представители малого и среднего бизнеса получат бесплатную подписку на три месяца на «Магазин eBay» уровня «Премиум» или «Мега-магазин», доступ к обучающей программе экспортных продаж, 50 000 бесплатных листингов в апреле, а также возможность получить помощь персонального консультанта.
Малый и средний бизнес больше других почувствовал на себе слом мировой экономики. При этом работа на экспорт в онлайне не только не остановилась, но стала еще более интенсивной, так как позволяет осуществлять практически весь экспортный цикл, не выходя из дома.
Поддержка, которую предоставляет eBay, делает вход в эту экосистему еще доступнее. Для старта розничного экспорта через площадку eBay не нужна долгосрочная подготовка и вложения. Воспользовавшись этой возможностью, российские компании смогут оперативно переориентировать свой бизнес в онлайн и открыть новые экспортные рынки.
– До конца года РЭЦ должен запустить информационную систему «Одно окно», создание которой предусмотрено национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». Система призвана значительно облегчит работу экспортеров. Как продвигается работа?
Мы двигаемся по плану. В ноябре этого года состоится запуск сервисов «Одного окна» в публичную эксплуатацию. Каких-то причин для переноса этих сроков мы не видим. Нам, конечно, еще предстоит масштабная работа. Но все дедлайны мы выдерживаем.
Система «Одно окно» должна стать уникальной платформой. С ее помощью экспортеры получат доступ в электронном виде к комплексному оформлению экспорта - государственным услугам, мерам господдержки, к услугам группы РЭЦ, институтов развития и других организаций. В основе всего будет лежать цифровой профиль экспортера, где мы накапливаем данные и предоставляем по запросу участников.
«Одно окно» – это такой «МФЦ» для экспортеров, возможность получить все необходимые сервисы из одной точки, а не возить коробками одни и те же документы в разные ведомства. Мы рассчитываем, что, когда система разовьется, ей будут пользоваться десятки тысяч компаний.
Существенной ценностью «Одного окна» станет получение именно государственных сервисов – субсидий, сертификатов, лицензий, декларирования товаров для таможенных целей, подтверждение нулевой ставки НДС для экспортеров и прочее. Наиболее востребованные сервисы мы введем в эксплуатацию уже этой осенью, другие – в 2021 году.
«Мы амбициозно ставим перед собой задачу цифровизации всех государственных сервисов для экспортеров»
– Очевидно, рано или поздно жизнь восстановится. Какие планы у АО «РЭЦ» на будущее?
В первую очередь, будет проходить актуализация продуктового предложения РЭЦ при одновременной коррекции стратегии.
Пандемия COVID-19 для РЭЦ, так же как и для коммерческих компаний, экспортеров, является отличным драйвером обновления и эволюции, стимулирующим внедрение новых продуктов, цель которых – закрыть ряд нишевых потребностей экспортеров, которые раньше не попадали в наше поле зрения, расширить ценностное предложение в линейке финансовых и нефинансовых продуктов. Уже в ближайшие дни мы стартуем работу по отработке обновленных продуктов с фокус-группами экспортеров, как МСП, так и крупного бизнеса. Рассчитываем разместить обновленную продуктовую линейку на «витрине» РЭЦ уже этим летом. Соответствующую работу будем освещать на портале РЭЦ и обязательно комментировать для СМИ.
Кроме того, уже сейчас готовим в Правительство меры поддержки экспортеров не только по адаптации к условиям работы в рамках коронавируса, но и комплексной их поддержки в посткризисный период.
Мы вошли в очень обстоятельный процесс по цифровизации предоставления услуг по поддержке экспорта. Мы амбициозно ставим перед собой задачу цифровизации всех государственных сервисов для экспортеров, включая субсидирование, сертификацию, лицензирование в электронном виде с постепенным отказом от бумажных документов. Кроме того, очевидна необходимость пересмотра верхнеуровневых KPI по поддержке экспорта и актуализация их в рамках развития международной конъюнктуры. Важно отметить, что экономический кризис, который идет следом за коронавирусом заставит и нас, и бизнес пересмотреть наши традиционные экспортные ниши и отрасли. И потому экспортерам нужно уже прямо сейчас начать пересматривать существующие рынки сбыта, определять потенциальные, работать на опережение. И в этом процессе как никогда готов будет оказать поддержку РЭЦ.