07 мая 14:30 • СТОПКОРОНАВИРУС.РФ
Эксклюзив

Выйти из класса: как офлайн-школы переходят в онлайн

Российский рынок онлайн-образования все последние годы стремительно рос. В 2016 году он составлял 20,7 млрд руб., а по итогам 2019 года объем b2c-сегмента увеличился почти в два раза, достигнув 38,5 млрд руб., говорится в совместном исследовании ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket. Рынок будет расти в среднем на 12–15% в год, и к концу 2023 года его объем может превысить 60 млрд руб., прогнозируют авторы исследования. По данным компании Яндекс.Деньги, средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год к году увеличивался более, чем на 20%. Лидер в сегменте образования с долей 69% в интернете – языковые курсы. Именно на изучение иностранных языков в 2018 году средний пользователь тратил больше всего - почти 10 тыс. руб. в месяц.

Указанные исследования и прогнозы, конечно, не могли учесть пандемию коронавируса. 21 марта закрылись государственные общеобразовательные и спортивные школы, частные школы изучения иностранных языков, студии танцев, лектории и другие образовательные организации. Учителя в государственной системе образования начали работать в онлайн. Используются для проведения уроков платформы видеотрансляций в интернете – Google, Zoom или Discord (видеочат для геймеров), электронные учебники – «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа» (РЭШ), «Московская электронная школа» (МЭШ) и другие. Все эти ресурсы бесплатные. Кто-то рассылает задания по электронной почте или в мессенджерах. Перед новыми вызовами оказались и коммерческие игроки рынка образовательных услуг.

Онлайн в прогрессии

Бенефициарами ограничений, вызванных коронавирусом, стали платформы, которые давно занимаются онлайн-образованием. Например, онлайн-школа «Фоксфорд» с 16 по 23 марта зафиксировала 1 млн новых пользователей, количество учеников выросло на 33%, рассказали представители школы в интервью РБК. Больше всего спрос увеличился среди возрастной категории 45-54 лет, прирост составил 104%. Аудитория 35-44 лет увеличилась на 80%, на третьем месте по динамике - пользователи в возрасте 18-24, этот сегмент вырос на 77%, отметила СЕО IT-холдинга TalentTech Евгения Барулина. «Нетология» – онлайн-университет интернет-профессий - отметил рост числа посетителей за последние три недели марта на 50% по сравнению с тем же периодом в прошлом году, увеличение количества новых регистраций – на 340%, а заказов – на 100%. 

Покинуть офлайн

Сложнее всего оказалось частным школам, образование в которых было ориентировано на офлайн. Основатель и генеральный директор ALIBRA SCHOOL (всего в сети 25 школ) Анна Беркович отмечает, что с началом пандемии продажи компании в регионах упали на 90%, в Москве - на 80%. К моменту введения режима самоизоляции компания уже несколько месяцев разрабатывала свою онлайн-платформу, поэтому смогла в короткие сроки переформатировать обучение. В онлайн перевели занятия по всем языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, китайскому и русскому как иностранному. Обращений от клиентов стало в пять раз меньше, но в компании отмечают спрос на онлайн-уроки со стороны клиентов в возрасте 60+. На онлайн-обучение ALIBRA SCHOOL сейчас предоставляет 50% скидку. Обучение в группе за час стоит 250 рублей в Казани, 365 рублей в Петербурге и Москве, индивидуальное – 786 рублей. Денег сегодня хватает на зарплаты сотрудникам. «Мы доработали и запустили собственную вебинарную платформу, провели переподготовку и обучение всех сотрудников и преподавателей, которых у нас более 800, работе онлайн, перевели большинство действующих слушателей на дистанционное обучение. У нас свыше 12 тыс. клиентов, они разделились: 50% спокойно перешли на онлайн, а остальные будут ждать окончания карантина», - говорит Анна Беркович.

Школа английского языка Easy Speak также работала до эпидемии очно. Аренда помещений, где проводились занятия, обходилась компании почти в миллион рублей в месяц. В Easy Speak обучались 200 учеников, часть из них после временного закрытия школ просили вернуть деньги и разорвать контракты. Тогда их стали уговаривать поучиться онлайн. 

«Отказались от аренды, сократили все расходы, разработали и успешно реализовали программу по переводу всех наших студентов в онлайн - не потеряли ни одного студента и даже добавились новые», – говорит Екатерина Аверкиева, сооснователь школы Easy Speak, – «На днях запустили новую услугу –грамматический интенсив по английскому. Планировали две группы по 6 человек, в итоге набрали четыре группы по девять человек за один день. Пришлось уже закрыть запись». 

В компании уверяют, что не уволили ни одного сотрудника, напротив, привлекают преподавателей из регионов.

Время для новых платформ 

На Youtube и в Instagram появляется все больше предложений с курсами по самообразованию. В основном они – бесплатные или проводятся за символическую плату. 

«Чтобы поддержать людей во время самоизоляции, дать им возможность провести время с пользой и получить новые знания, мы создали Сообщество творческих людей. Пока преподавателей пять. Все действующие журналисты: ведущие и корреспонденты. Решили провести сначала бесплатные курс-марафон по основам работы на ТВ и радио. Желающих было так много, что мы создали сначала 2 группы, а потом и второй бесплатный курс. Мы разработали два 10-дневных онлайн курса «Основы работы на ТВ и радио» и «Погружение в профессию. За них уже решили брать символическую плату – 1000 рублей за весь курс по 100 рублей за занятие, чтобы исключить тех, кто записывается на все бесплатные курсы и потом не приходит на уроки. У нас мини-группы по 5-6 человек, мы работаем с каждым учеником индивидуально», – говорит один из создателей сообщества, телеведущий Ким Андреев. 

По словам экспертов, время всеобщий самоизоляции - момент, когда проект можно начать практически без капиталовложений: разработать программу обучения, а уроки проводить на существующих платформах, например, Zoom. 

«Произойдет резкая смена парадигмы, когда все осознают, что удаленное образование не менее эффективно, чем очное. Безусловно, цифровые решения, позволяющие централизованно обеспечивать доступ к качественному образованию вне зависимости от локации учебного заведения, получат огромный стимул к развитию и, скорее всего, новые инвестиции», – рассказал в интервью РБК управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко. 

К списку новостей Назад к разделу